Подготовка машины для бездорожья позволит значительно расширить географию поездок на рыбалку. Начало статьи читайте здесь.
Порой возникает мысль, что дальнейшее самостоятельное вызволение застрявшего железного коня невозможно, и требуется помощь. Самый тривиальный способ эвакуации — попытаться найти в ближайшей деревне трактор и более-менее вменяемого спасателя. Если дело происходит в праздничный день, то такая операция может отложиться минимум на сутки. Мне вспоминается случай, когда приятель, поехав на рыбалку на вечерней зорьке, из-за дождя просидел на водоёме почти два дня, хорошо что ближайшая деревенька и блага цивилизации в виде сельпо были неподалёку. Тракториста же удалось застать в адекватном состоянии только на утро второго дня.
Бывалого тракториста не удивишь застрявшей машиной, и даже на «автопилоте» он быстро размотает металлический трос толщиной с руку и прицепит его за буксирную проушину — такой метод выдёргивания отлично подходит для рамного УАЗа — основного транспорта в сельской местности. Но для современного автомобиля с несущим кузовом это чревато отрывом проушин, а в некоторых случаях и повреждением кузова, поэтому стоит вежливо, но настойчиво предложить ему своё средство спасения — рывковый динамический трос.
Рывковый трос
Трос, который обычно предлагают в автомагазине, обещая прочность на разрыв 10 и даже 20 т, назвать «правильным» для бездорожья ну никак нельзя. Правильный рывковый трос должен тянуться. Рыболовы прекрасно поймут разницу: это как вываживать рыбу на жёсткой «плетёнке», где вся нагрузка приходится на удилище и механизм катушки, или на эластичной монолеске, которая амортизирует немалую часть рывков. Рывковый трос благодаря эластичности увеличивает нагрузку постепенно, не допуская жёсткого рывка и предохраняя автомобиль от повреждений. Правильный рывковый трос можно поискать в магазинах для джиперов, специализирующихся на продаже внедорожной техники и аксессуаров. Надо сказать, что стоит он недёшево, но, пожалуй, это тот случай, когда потраченных денег жалеть не следует. Обычная длина рывкового троса около 10 м, а прочность на разрыв — 7–10 т. Разумеется, хороший рывковый трос не стоит использовать для обычной буксировки на асфальте; во-первых, учитывая длину, он для этого не предназначен, а во-вторых, есть риск испортить его, наехав колесом, да и просто истирая об асфальт. Есть и более дешёвая альтернатива фирменному рывковому тросу — полиамидный канат отечественного производства. При диаметре 22 мм и разрывной нагрузке около 8 т, достаточной для тяжёлого джипа, он обойдётся значительно дешевле. Конечно, придётся учиться вязать узлы типа калмыцкого для крепления в проушине автомобиля. Впрочем, для этих же целей гораздо надёжнее использовать пару такелажных скоб (шаклов) размером не менее 16 мм, они в случае штампованной из листа металла буксирной проушине не дадут тросу прорезаться. Ни в коем случае нельзя применять карабины, даже свинчивающиеся, в том числе и альпинистские, крюки от буксировочных тросов и тому подобное, поскольку усилие при рывке может достигать очень большой величины и эти элементы часто подводят.
Всё дело в технике
Теперь о технике вытягивания застрявшего автомобиля. Если его вытягивает трактор, главное — вразумить спасателя, чтобы он не дёргал резко, с разгона, особенно если используется стальной трос. Рывковый в значительной степени погасит даже такую ударную нагрузку, и действие будет плавным. Чтобы уменьшить сопротивление движению, передние колеса необходимо поставить ровно, всё равно трактор потянет машину в направлении рывка, как бы водитель ни крутил руль.
Несколько сложнее действия при вытаскивания одного автомобиля другим. В этом случае рывковый трос даже позволяет более лёгкой машине вытащить тяжёлую, главное, чтобы под колёсами буксировщика был твёрдый грунт и возможность разгона в несколько метров. После того как торс привязан, вытягивающий делает разгон на первой передаче и в момент рывка выжимает сцепление и нажимает на тормоз — буксовать на месте ему нет резона. Благодаря запасённой энергии растянутого троса происходит плавное увеличение нагрузки на застрявший автомобиль, при этом его водитель, разумеется, тоже должен помогать, добавляя газ и по возможности держа колёса машины ровно. Часто приходится выполнять несколько рывков, постепенно увеличивая скорость и соответственно нагрузку в момент рывка. Если усилий одной машины недостаточно и есть возможность использовать вторую, то один из буксиров во время рывка останавливает машину на максимальном растяжении троса, а второй выполняет рывок.
Техника безопасности — превыше всего
Как ни хочется побыстрее вызволить железного друга из грязевого плена, нельзя забывать о технике безопасности. Растянутый трос имеет огромную энергию и при обрыве или отрыве проушины может нанести тяжёлое увечье. Случаев, когда тросом или сломанным крюком пробивало двери, капоты или стёкла автомобиля, не счесть. Поэтому энергию троса в случае обрыва необходимо погасить. Для этого годятся наброшенная посередине на трос телогрейка, старая покрышка, надетая на трос, или несколько больших веток. Ведь даже штатная буксировочная проушина на легковом автомобиле не рассчитана на хороший рывок. Буксировщик должен тщательно проверить места крепления троса, узлы, а также закручены ли шаклы. Часто неопытные автолюбители пытаются привязать трос за детали подвески, мосты и другие несиловые элементы, а оторванный шакл прилетает именно к спасителю. Я уж не говорю о том, что при любой работе с натянутыми тросами необходимо держаться от них подальше, поскольку даже на излёте они могут нанести травму, чему я однажды был свидетелем.
И ещё один момент должен учитывать каждый автомобилист. Рыболовам нередко приходится преодолевать водные преграды на автомобиле. В этом случае необходимо открыть окна автомобиля даже в дождливый осенний день. При глубине брода выше высоты глушителя выхлопные газы из-за повышенного сопротивления через малейшие неплотности проникают в салон. Достаточно всего нескольких минут, чтобы возникла смертельная концентрация угарного газа, запах которого человек совершенно не чувствует. Отравление наступает внезапно, и ситуация становится критической. Причём, как показывает практика, даже современные и новые автомобили не застрахованы от подобного.
Источник: rsn.ru