Способы расширения стереобазы трека

Человек прошёл сложный и долгий эволюционный путь для того, чтобы получить способность пространственного восприятия окружающей среды. И сейчас установить точное расположение источников звука вокруг — для каждого из нас дело абсолютно пустяковое.

В саундпродакшне же с приходом «цифры» управлять пространством миксов стало значительно проще, и теперь мы при помощи колонок или наушников слушателя можем погружать его в реальные или совершенно незнакомые ему условия. Что ж, к делу.

Чем стерео отличается от моно

В отличие от моно, где, независимо от количества каналов, слушатель получает одинаковую аудиоинформацию, стереозвук трёхмерен. То есть, способен передавать информацию о расположении каждого источника звука: слева он или справа, ближе или дальше, перемещается в пространстве или статичен.

По сути, работа со стереобазой позволяет нам, продюсерам управлять размерами и глубиной создаваемого микса, детализацией каждого отдельного инструмента и наращивать драматизм происходящего в треке, что не только приносит удовольствие слушателю, но и облегчает процесс сведения.

Принцип и способы реализации широкого звучания

Базовый принцип работы со стереополем микса лежит на поверхности. Если ты внимательно прочёл вводную часть этой записи, то наверное уже догадался, что по-большому счёту, стерео это разница между звуком из левого и правого каналов. А что нам может помочь обеспечить эту разницу помимо панорамирования? Правильно, разные уровни громкости, психоакустические эффекты, задержка звука для одного из каналов, mid/side-обработка и отличающиеся параметры обработки в каналах.

Психоакустические эффекты я уже рассматривал отдельно, поэтому в этой записи на них останавливаться не будем

Поговорим о каждом из этих способов подробнее:

Панорамирование и уровни громкости

Как ты, наверное, знаешь, панорамирование инструментов в миксе позволяет смещать их влево или вправо относительно центра. Таким образом, мы можем «расставить» звуки вокруг слушателя, и кроме этого, изменяя уровни их громкости, приближать или удалять любой из инструментов трека.

Начинающие продюсеры часто бросаются панорамировать звуки в крайние положения, рассчитывая таким образом сделать широкий микс, но результат обычно звучит неестественно. Поэтому слушать такие треки (особенно в наушниках) больно тяжело.

Не перегибай палку — панорама не единственный способ расширения стереополя. Используй её по назначению, для сбалансированного позиционирования звуков.

Задержка звука и эффект Хааса

Если ты не поленился и прочёл книги по теории звука, то должен быть в курсе, что определить положение источника звука нам также помогает наличие и размер задержки, с которой он поступает в наши уши.

Читайте также  БГК им. Мешкова обыграл чемпиона Словакии

То есть, например, звук слева «считывается» левым ухом раньше, чем правым. Вопрос буквально пары десятков миллисекунд, но влияние, оказываемое на восприятие — просто огромное. Во многих источниках такой эффект можно встретить под названием «эффект Хааса».

Реализовать описанный приём можно продублировав дорожку с аудио- или midi-клипом, который нужно обработать, спанорамировать их в разные стороны и один из этих клипов задержать примерно на 5-28ms в ручную или средствами твоей DAW. Так, в Ableton Live на дорожках для этого есть параметр Track Delay:

Но я обычно использую delay в миллисекундах. В качестве примера возьмём луп тамбурина и для чистоты эксперимента выведем его в моно:

 

Как слышишь, весь звук у нас в центре. Применим эффект Хааса с помощью Simple Delay со следующими настройками (на Utility внимание не обращай, им просто добавил громкости и сделал звук моно):

Послушаем тот же луп теперь:

 

Это всего лишь сделанный за 2 минуты пример, обязательно поэкспериментируй с разными звуками и величиной задержки. Что касается меня, я обычно использую этот приём на ритмичных звучках из верхнего диапазона частот и разного рода fx-ах.

Mid/side (M/S) обработка звука

Тем, кто ещё не сталкивался с понятием mid/side, немного объясню: техника mid/side позволяет по-разному обрабатывать центральную и боковые части звука. Mid в названии означает сумму левого и правого каналов (моно), а side — разницу между ними (стерео).

Таким образом, мы можем, любым эффектом, поддерживающим mid/side-обработку (например, эквалайзером EQ Eigth Ableton Live), усилить стерео-составляющую звука и/или дополнительно её обработать другими эффектами. В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.

Разные параметры обработки или дабл-трек

Ещё один надёжный способ получить широкое звучание — продублировать нужную дорожку, развести их по панораме и применить к ним разные эффекты. Допустим, на одной дорожке повесить едва заметную сатурацию, а на другой ревербератор с низким значением параметра dry/wet.

Я уже частично касался данной темы в записи про дабл-трек, освежи эту информацию в памяти и обязательно поэкспериментируй чтобы понять как это влияет на расширение звука.

Ну и напоследок:

Играем партию разными инструментами

Этот приём перекликается со способом разной обработки, отличие заключается в том, что нам нужно не дублировать один инструмент, а сыграть его партию другим. К примеру, в левом канале у нас по определённой секвенции звучит перкуссионный колокольчик, а в правый канал мы добавляем похожую секвенцию (или ту же, просто чуть заметно обрабатываем звук репитером) высокочастотного синта с металлическим окрасом.

Этого набора приёмов более чем достаточно для того, чтобы твои треки стали звучать широко и «по взрослому». Обязательно поэкспериментируй со всеми способами и проанализируй любимые треки известных исполнителей.

Читайте также  Ты жива ещё, моя старушка — инерционная катушка

Бас и бочку — в mono

Напомню один важный момент. Все вышеописанные приёмы целесообразно применять на частотах примерно от 120Hz и выше, а вот низкочастотную составляющую микса нужно держать в mono. Ну или хотя бы в центре. Если уж очень хочется получить широко звучащий бас или бочку — используй лееринг.

Источник: nch-nch.ru

mb-samara