Советско-арабская дружба: испытание израильским нефтепроводом

Нефтепровод Ашкелон – Эйлат: от советской нефти до палестинских обстрелов

14 января 2018 года Комитет израильского парламента (Кнессета) по обороне и внешней политике и обороне продлил на 5 лет запрет на разглашение информации о работе в 1970-х – 1980-х годах трансизраильского нефтепровода от порта Ашкелон (Средиземное море) к южному Эйлату (Красное море) протяжённостью в 270 километров. Лица, разглашающие какие-либо данные о деятельности данной артерии, могут быть привлечены к ответственности и даже… лишены свободы на срок до пятнадцати лет! Интересно, рассекретят ли эти сведения через год? Едва ли – но почему?

Мало кому известно, что этот запрет был введён полвека назад, причём вовсе не только потому, что по линии Ашкелон – Эйлат, действовавшей с 1971 года, перекачивалась нефть из монархического Ирана в обход Суэцкого канала. Трубопровод использовался также и для экспорта советской нефти, опять-таки, минуя Суэцкий канал, вплоть до 1991 года включительно. Данное обстоятельство стало одной из причин военно-политического и экономического разрыва Египта с СССР в 1976 году и конфликтных отношений СССР после победы «исламской революции» в первой половине 1980-х годов.

Напомним, Суэцкий канал не работал в 1967-77 гг. по причине египетско-израильского конфликта, что побуждало многих импортеров и экспортеров нефти в тот период осваивать обходные маршруты. СССР традиционно демонстрировал солидарность с арабскими странами, потерпевшими поражение в нескольких войнах с еврейским государством (в 1949, 1967, 1973 годах). Соответственно, широкое разглашение информации об использовании трансизраильского «нефтяного» коридора сказалось бы на советско-арабских взаимоотношениях в более широком контексте аналогично тому, как оно спровоцировало разрыв между Москвой и Каиром…

Нефтепровод Ашкелон – Эйлат,  работавший в обоих направлениях (т. е. и в реверсном режиме), был создан к 1971 году в рамках ирано-израильского совместного предприятия (50 на 50) Eilat – Ashkelon Pipeline Company (EAPC), действовавшего в 1968-1979 гг. включительно. Его пропускная способность трубопровода составляла до 450 тыс. баррелей в сутки – лишь немногим меньше тогдашних возможностей Суэцкого канала по нефтяным танкерам. В настоящее время эта артерия – её мощность к середине 2010-х годов довели до 550 тыс. баррелей в сутки – используется для транзита нефти и нефтепродуктов из «нефтегазовых» монархий Аравии, Судана и Азербайджана.

Советская сторона стала использовать эту артерию с 1975 года, что явилось результатом «приватных» договоренностей с шахским режимом (1974 г.). По некоторым данным, согласовать вопрос с Тель-Авивом удалось при посредничестве Румынии, сохранявшей – в отличие от всех других соцстран – политические и экономические отношения с Израилем. Румынские нефть и нефтепродукты неизменно поставлялись Израилю, и советская сторона контактировала с ним именно через Бухарест, не требуя от него прекращения этих поставок. Информация о «неформальной» торговле советской нефтью с Израилем при содействии Румынии циркулировала в аравийских монархиях, в «постнасеровском» Египте, в Турции, Югославии и Албании (там возмущались и публично),  однако от официальных комментариев по этому поводу Москва воздерживалась. (1)

Читайте также  Пять секретов счастливых отношений

…В основном, советская нефть морем поставлялась из Новороссийска или Туапсе – сперва в Ашкелон, откуда перекачивалась до Эйлата (2), откуда танкерами под «удобными» флагами (Либерия, Панама, Мальдивы, Багамы) – в третьи страны. По зарубежным данным, за 1975-91 гг. по данному маршруту было реализовано около трети объема советского экспорта нефти за тот период.

Недопустимость нефтепоставок через Израиль отмечали в переговорах с советской стороной главы Ливии, Ирака, Сирии, Египта – М. Каддафи, С. Хусейн, Х. Асад, А. Садат, глава ООП Я. Арафат. Будучи зависимыми от советской помощи, тогдашние региональные сателлиты Москвы не решались обострять с нею отношения из-за советско-израильских нефтяных транзакций. Тем более, не могла она, поддержать «садатовский» Каир, разорвавший в 1976 году военно-политические соглашения с СССР и пошедший на Кэмп-Дэвидскую сделку и Израилем.

Интересно, что в 1981 году иранцы вчинили Тель-Авиву иск, потребовав сохранить транзит своих энергоресурсов через Израиль, закрытого с для иранской нефти с середины 1979 года, после свержения прозападного шахского режима в Тегеране на «революционно»-исламский. В 2015 году арбитражный суд Швейцарии даже предписал израильтянам выплатить Тегерану 1,1 млрд. долл. компенсации за упущенную выгоду, что те, конечно же, делать отказываются.

В настоящее время «национализированная» в одностороннем порядке израильтянами после «исламской революции» в Иране компания EAPC управляет несколькими нефтепроводами в Израиле, включая линию Ашкелон – Эйлат, эксплуатирует два нефтяных порта и два нефтяных терминала (соответственно, двух этих израильских портовых городах) для хранения сырой нефти и нефтепродуктов. С некоторых пор энергетическая инфраструктура Израиля, похоже, пополнила список мишеней ракетных атак, предпринимаемых радикалами с территории Сектора Газа в периоды обострения «палестинского вопроса». Кроме того, вокруг «трубы» периодически возникают скандалы, связанные с её ненадлежащим использованием, что периодически приводит к разливам нефти и сопутствующими неприятностями.

В октябре 2020 года EAPC подписала соглашение об импорте в Израиль нефти из Объединённых Арабских Эмиратов как для собственного нефтеперерабатывающего производства, так и для дальнейшей поставки клиентам в Европу в обход Суэцкого канала (3). Данная сделка стала одним из отражений целенаправленных усилий администрации Трампа по формированию на Ближнем Востоке экономически мотивированного антииранского альянса. Имеются планы расширения нефтепровода Эйлат-Ашкелон на 700 километров до НПЗ в Янбу (саудовский город-порт на берегу Красного моря, связанный нефтепроводами с районами добычи у берегов Персидского залива). По мнению издания The Globes, «трубопровод может пройти как по суше, так и под водой в Красном море, хотя, вполне возможно, и встретит противодействие со стороны защитников окружающей среды». Теоретически, на транзитных сборах Израиль может ежегодно зарабатывать несколько сот миллионов долларов.

Читайте также  «Юность» уверенно обыграла «Югру» из КХЛ

Активная региональная дипломатия Тегерана (включая курс на нормализацию отношенияс Абу-Даби и Эр-Риядом) снижает эффективность этих построений, да и имущественный спор вокруг EAPC, несмотря на давность лет, всё ещё ждёт своего решения…

Примечания

(1) В декабре 1973 г. Лига Арабских Государств заявила о предстоящих санкциях против Румынии, в том числе – за использование Бухарестом нефтепровода Эйлат – Ашкелон и его ответвления на нефтеперерабатывающий завой в Хайфе. В переговорах с Чаушеску в апреле 1974 г. Муаммар Каддафи настоял на том, чтобы Румыния не пользовалась хотя бы упомянутым ответвлением. Однако введению «арабских» санкций против Бухареста помешала «половинчатая» позиция Саудовской Аравии, её соседей и Иордании в вопросе противостояния Сирии, Египта и Ливана с Израилем, а также опасения быстрого роста советского экспорта на Запад, способного потеснить экспорт с месторождений Персидского Залива (см.: A.H. al–Sowayegh, «Arab Petropolitics», New York, «St. Martin’s», 1984; A.M. Shamma, «The 1973 Oil Embargo: Arab Oil Diplomacy», Western Michigan University (USA), 1980; «Bulletin of the Ministry of Foreign Affairs of the People‘s Socialist Republic of Albania», Tirana, june 1981).

(2) Транзитные тарифы здесь были ниже, чем по Суэцкому каналу с 1978 года.

(3) Категорически против выступили борцы за экологию, утверждая, что реализация сделки угрожает эйлатскому коралловому рифу и в целом резко увеличивает вероятность крупной экологической катастрофы, поскольку проложенный более полувека тому назад нефтепровод находится в плохом состоянии.

Источник
Источник: u74.ru

mb-samara