Охотник и браконьер: страсть живет в обоих

Фото Cloudtail the Snow Leopard/flickr.com (CC BY-NC-ND 2.0)

Справа от меня раздался выстрел, а через секунду-другую — надрывный крик: «З-а-я-ц!»

В метрах сорока от себя я увидел русака, бежал он на всех махах, высоко подбрасывал зад и тут же «нырял» в бурьян.

Не мог его заметить и вышедший на кромку леса загонщик.

Я выстрелил, не надеясь на удачу, потом второй раз. Заяц все также бежал, не сбавляя скорости, в сторону поля.

Что-то заставило броситься за ним вдогонку. Бегу, на ходу нервно вырываю из тугих гнезд патронташа патроны, всовываю в патронник, сожалея, что они снаряжены крупной дробью.

«Тебе бы в ближайшие кусты да в спасительный лес, а ты, дурень, эвон куда рванул», — говорю, чтобы прикрыть свое головотяпство и оправдаться перед Всевышним.

Но заяц — не кабан и не лиса, у него свои понятия, как спасать свою жизнь, вот он еще раз мелькнул и пропал из виду. Я уже выбежал на убранное поле подсолнуха, озираюсь по сторонам — нет зайца. «Явно дал пуделя, слава Богу, живехонек серый».

Я бы, наверное, прошел мимо него, затаись он подольше в колее от трактора, но заяц вскочил и бросился наутек. Значит, я не ошибся — подранок, надо добирать.

Вновь стреляю и не верю своим глазам, русак уверенно отрастает, но, отбежав метров пятьдесят, садится для передыха, я за ним и снова стреляю и снова мажу. И так несколько угонок. Не рад уж беготне, бросить бы этого заговоренного зайца, но нельзя — не жилец косой.

Наконец, дробина достает его, и лопоухий утыкается в землю. Я взял зайца за уши, провел по кушаку — вылинявший, матерый, настоящий боец. И хорош охотничий трофей, с таким трудом достался, а вот нет радости — и все, и нет того чувства благодарности богине охоты Диане, чем полнилась душа прежде.

Читайте материал "Жадность на охоте была и будет"

И такая жалость взяла, и будто со стороны увидел, как немолодой мужик, запыхавшись, гоняется за зайцем, пуляет из двустволки, и будто что-то замкнуло в сознании. Поделился пережитым с приятелем-охотником Василием, тот рукой махнул: «Не бери в голову» и тут же рассказал свою трагикомедию:

— В то утро я опоздал на охоту. Машину бросил у крайней хаты, иду вдоль русла реки. Бригада уже начала загон, слышу, собаки подняли зверя, думаю, встану на перешейке между островами. Гон удаляется в сторону от меня, я по кущам пробираюсь, вдруг слышу за спиной: «Стоять! Положи на землю ружье и два шага назад».

Смотрю по сторонам, нигде никого нет. Заросли одни вокруг меня. Ну, думаю, явно перебрал (я в то время выпивал). Опять голос раздается: «Ты, что, не понял, я сказал, положи ружье!»

Кладу ружье на землю, а сам глазами шарю. Причудилось?

Читайте также  Этапы в изготовлении кованого забора

Нет, не причудилось, вновь голос: «Еще раз дернешься, увидишь, что будет?» В голове мысли скачут, может, по пьяни кому-то что-то ляпнул?

«Водка есть?» — вопрошает этот же голос. "В вещмешке водка, — говорю, — не компостируй мне мозги». Я уже осмелел. Глянул наверх — Валерка-борода наверху, соорудил лабаз на сосне, и так укрыт в нем, что ну никак не разглядеть.

Он слез, аккуратно приставил ружье: «Давай водку». Выпил мы по чарке, я и говорю ему: «Валера, врезать бы тебе по морде за твои шутки!» А он: «А че ты, дурной, ходишь по болотам?» Потом отрубил свинячью ляжку, протягивает мне: «Пусть стечет кровь, положи в мешок и шуруй до дому».

Читайте материал "Проверка оружия: кому открывать дверь и что нужно знать""

Это вы, говорит, дураки ноги попусту бьете, ходите, гавкаете, лицензию отрабатываете. А они все около меня пробегают. Один выстрел, и туша есть. Допили мы водку, и я с этим мясом поперся домой, вот такая охота получилась».

 

фото: fotolia.com

Не спросил я у Василия, обрадовался он или нет, если так можно сказать, своему охотничьему трофею, ведь, как не суди, а досталось ему мясо дикого кабана, да и не с гулянки, с охоты приехал домой. И хорошо, что не спросил. Зато услышал о браконьере Валерке.

Перед нами предстал яркий индивид со своей философией, выходящей далеко за рамки охоты, а еще стали свидетелями, когда доброе слово охотник-добытчик окрашивается в другой цвет, с иным подтекстом — мясник.

Но с одним соглашусь: недремлющая охотничья страсть, будь то браконьер или правильный охотник, присутствует в каждом, не дает спокойно жить.

Так что же такое страсть? Заглянул в словарь: «Страсть — сильное, доминирующее над другими чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти».

Надо сказать, само понятие страсть получило широкую разработку еще у философов Древней Греции, позже в мировых религиях. Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление.

С точки зрения Аристотеля страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, то есть сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать.

Читайте материал "Охоте — честь и совесть!"

Согласно православному учению страсть считается извращенной (искаженной) добродетелью.

«Борьба со страстями — одна из главных задач христианина». У католиков: «Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли».

Мой давний приятель Алексей Александрович, с кем встретили не одну утреннюю зорьку, протопали на заячьих охотах не один километр, говорил, что путь к охотничьему трофею лежит через страсть.
«Если уснула в нас мадам страсть, о дичи и помышлять не стоит?» — спрашивал я.

Читайте также  Льюис Хэмилтон выиграл квалификацию гран-при Малайзии

«Отчего же? Кусок мяса можно добыть, но вряд ли это сравнимо с истинным наслаждением, дарованным стрелку все той же страстью».

И тут же с грустью замечал, что споры по поводу того, кому принадлежит убитый заяц или упавшая в камыш утка, хоть и неприглядны в среде охотников, но все же — определенный «внутренний двигатель», находящийся в лоне страсти.

В свои восемьдесят лет Саныч хорошо выглядит, на здоровье не жалуется, все также ходит на заячью охоту, выхаживая по нескольку километров в день.

Но подобное происходит не со всеми. Большинство с возрастом, а чаще в силу психологических причин — отсутствие эмоций, полное равнодушие к трофеям — охладевают к своему увлечению, хотя многие продолжают выезжать на охоту. И это вполне естественно.

Читайте материал "Бастурма из лося"

Для многих сам процесс охоты изменяется, вместо добычи трофеев на чаше весов явно перетягивает эстетическая наполненность, желание понять и осмыслить многообразие окружающей природы, поскольку она совершеннее разумного человека.

Патриарх русской охоты С.Т. Аксаков, как известно, ружье забросил довольно рано, а свои замечательные книги о рыбалке и охоте издал уже в зрелом возрасте, чему в немалой степени способствовало ведение дневников.

Юрий Нагибин в «Дневнике», изданном после смерти, писал:

«…Я ужасно инертен и прилипчив к избранному месту. А между тем старые места в какой-то миг перестают быть источником информации. Ведь мне же не охота важна, а то, что ей сопутствует».

 

фото: fotolia.com

С большей уверенностью последние слова можно отнести к писателям-охотникам Юрию Казакову, Остапу Вишне.

И не только. Сложные коллизии в своем сознании относительно охотничьей страсти в цепочке «охота — выстрел — добыча» переживали писатели Толстой, Пришвин, Тургенев и другие и, как правило, их ментальный уровень брал верх над чувственным.

Вот выдержка из журнала «Охотник» (№ 6, 1906 г.): «Охотничья страсть есть исторический пережиток, унаследованный нами от диких предков. Эта страсть не благородная, а лишь облагороженная нами под влиянием усвоенных культурных привычек и взглядов. Если эта страсть, как роковой пережиток, как факт атавизма, не может быть поставлена нам, охотникам, в вину или упрек, то, с другой стороны, и нам нет повода гордиться нашей облагороженной страстью к убийству».

Читайте материал "Что составляет основу правильной охоты?"

И нынче в охотничьих газетах, журналах часто доводится читать: «его великое увлечение», «прикосновения к великому таинству охоты!» и т.п. Не лучше ли нам придерживаться золотой середины?

Во-первых, не облагораживать охотничью страсть, тем самым не вызывать в себе гордыню, во-вторых, не быть ее рабом. Иными словами, не создавать в своем энергетическом поле избыточный потенциал, или, по Аристотелю, умеренно и разумно его спользовать.

Ведь сколько случаев, когда слишком страстные охотники являлись участниками трагедий: друг убивал друга или брат брата, по неосторожности, приняв при плохой видимости за дикое животное.

Читайте также  Великобритания призвала не допустить возвращения российских и белорусских спортсменов к участию в Олимпиаде-2024

Вижу на коллективных охотах молодых охотников крутые машины, дорогие ружья, брендовые одежды, но поражает порой элементарное незнание объекта их страсти, душком несет и от разговоров, а то и действий, пронизанных откровенным жлобством.

Читаю у Дриянского в «Записках мелкотравчатого» (речь идет о посвящении автора в псовые охотники): «… а Бацов, навешивая рог на плечи, горячо обнимал меня и приговаривал: «Нет, ты, брат, не шути с этим! Это дело важное; теперь ты сам — человек настоящий…» — и прочее».

Читайте материал "Нужно найти способы борьбы с браконьерством"

Охота — своеобразная школа жизни. Провести осень, начало зимы в отъезжем поле, усвоить тонкости и секреты псовой охоты, показать себя надежным в кругу товарищей — не пустой звук, это не за взятку сдать охотминимум. Отсюда вполне закономерна высокая оценка: «Теперь ты сам — человек настоящий».

А мне слышится: «Теперь ты наш человек, теперь мы до конца связаны с тобой одной, но пламенной страстью». И вновь почему-то вспоминается тот случай с зайцем…

Источник: ohotniki.ru

mb-samara